Пасха в Ветхом Завете
Ветхозаветная Пасха совершалась по повелению Божиему в память исхода еврейского народа из египетского плена. У христиан название праздника приобрело иное толкование — «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Слово «Пасха» происходит от еврейского глагола passah — переходить. Господь Иисус Христос в последний раз совершил ветхозаветную Пасху пред Своими страданиями.
Пасха в Новом Завете
Светлое Христово Воскресение, Пасха является самым важным христианским праздником. По слову святителя Иоанна Златоуста, Пасха есть «праздников праздник и торжество из торжеств», в котором христиане празднуют «само воскресение, не ожидаемое ещё, но уже совершившееся и примиряющее собой весь мир». Праздник Пасхи пришел из Ветхого Завета.
Пасхальное богослужение
В ранней Церкви Великий пост служил подготовкой к принятию оглашенными Таинства Крещения в ночь Великой Субботы. Из баптистерия новокрещенные шли в храм к принятию Святых Таин на пасхальной литургии[1][2]. Принятие Крещения на Пасху переживалось по-особенному как участие (со-погребение и со-воскресение) в вольной Смерти и Воскресении Господа:
мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения.— Рим.6:4-5
В жизни новокрещённых активно участвовала вся церковь. В IV веке, когда институт оглашенных потерял своё значение, Великий пост из подготовки оглашенных стал временем покаяния и подготовки верующих к Пасхе.
В православии шествие из баптистерия в храм осталось по отдельности в чине крещения в виде послекрещального шествия, а в чине пасхальной службы в виде крестного хода перед утреней и Литургией.
С тех пор в византийском чинопоследовании литургии в Великую Субботу сохранился ряд элементов от «крещальной литургии»:
- чтение на Вечерне, совершаемой непосредственно перед собственно литургией, пятнадцати паремий(ветхозаветных чтений) для покрытия времени крещения оглашенных баптистерии, пока верующие ожидали их в храме;
- апостольское 91-е зачало (Рим. 6:3-11) и евангельское 115-е зачало от Матфея (Мф. 28:1-20), наиболее близко повествующее о Воскресении, чту́тся только на литургии Великой Субботы. Оба эти зачала литургии взяты с таинства крещения;
- пение вместо Трисвятого крещального гимна «Ели́цы во Христа крести́стеся, во Христа облеко́стеся, аллилуия.» (крещенные входили в храм).
- переоблачение священнослужителей в светлые одежды во время пения «Воскресни́, Боже, суди́ земли, яко Ты насле́диши во всех язы́цех.» по чтении Апостола.
От дня Пасхи седмицы начинаются с Недельного дня (воскресенья) и оканчиваются субботой — седмицы периода пения Постной Триоди, исключая Страстную седмицу, начинаются с понедельника и оканчиваются Неделей. Празднование Пасхи продолжается в течение 39 дней и заканчивается в канун Вознесения, когда бывает ОтданиеПасхи. По воспринятому в Русской Церкви при митрополите Сергии в 1929 от современной греческой Цветной Триоди обыкновению, в канун Отдания (вечером) и на Отдание (утром) совершается чинопоследование, аналогичное последованию служб Светлой седмицы, с пением пасхальных часов.
Приготовление к Пасхе
Подготовительный период охватывает Великий пост иСтрастную седмицу. В это время православные христианеусиленно молятся, постятся, исповедуются, причащаются, занимаются благотворительностью. Тогда же общественные богослужения в храмах приобретают особые отличия. В Великую субботу скорбные песнопения сменяются радостными предпраздничными.
По Типикону Литургия Василия Великого в Великую субботу должна совершаться вечером (вечерня, соединяемая с Литургией, начаться о часе́ 10-м дне ≈ 16.00), а между ней и самой пасхальной службой небольшой промежуток времени заполниться чтениемДеяний св. апостолов. Монахи обязаны с прилежанием выслушать — «в таковы́х бо времене́х и ме́стех тщи́тся враг оскверни́ти неради́выя и многосонли́выя мона́хи.»Для подкрепления телесных сил благословляются хлебы и вино, как на литии. В часу 4-м но́щи (≈ 22.00) начинается пасхальная полунощница:
- вжига́ются вся канди́ла,
- ударяется било,
- Трисвятое по Отче наш,
- Псалом 50,
- Канон Великой субботы, глас 6: “Волною морскою: “,
- по 3-ей песни: седален и Слова Епифания Кипрского: «Что сие днесь безмолвие много, яко Царь спит,..»
- по 6-ой песни: кондак, икос и толкование Евангелия от Матфея или от Иоанна и слово воскресно Златоустаго,
- по 9-ой песни: Трисвятое по Отче наш,
- тропарь глас 2: «Егда снизшел еси к смерти…»,
- ектения сугубая,
- отпуст.
В современной приходской практике Литургия Великой субботы заканчивается примерно в полдень и в большой промежуток времени до ночного богослужения происходит уборка храма, подсветка прилегающей территории, украшение храма и некоторых предметов церковной утвари живыми цветами, разучивание певчими хорапасхальных песнопений, освящение пасхальной пищи — яиц, куличей, творожных пасх, чтение Деяний св. апостолов, исповедь и чтение молитв ко Святому Причащению. В Великую субботу иногда Патриарх без предупреждения посещает некоторые московские храмы. В 23.00 совершается пасхальная полунощница, на 9-й песни которой плащаница с середины храма через царские врата священниками вносится в алтарь и полагается на престол, где она остаётся до отдания Пасхи. В некоторые храмы к этому времени доставляется изИерусалима сошедший в этот день Благодатный огонь, Которым зажигают все свечи и лампады (прежде зажжённый огонь тушится, а также электрические лампочки). Все в тишине и в темноте ждут полночи.
Служба ночью в первый день Пасхи
По сложившейся в России к концу XIX века практике, пасхальную утреню (также часто именуемую заутреней) принято начинать ровно в полночь по местному времени пением в алтаре духовенством праздничной стихиры, глас 6:
Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, / А́нгели пою́т на небесе́х, / и нас на земли́ сподо́би / чи́стым се́рдцем // Тебе́ сла́вити. |
В алтаре эта стихира поётся трижды: первый раз — тихо, при затворённых Царских вратах и задёрнутойкатапетасме (завесе). Второй раз — несколько громче, при закрытых Царских вратах, но открытой катапетасме. Третий раз — при отверстых Царских вратах, громко и до половины; вторую половину стихиры велегласно допевает хор.
Продолжая петь стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе,..» клир в белом облачении и народ с красными свечами исходят из храма и идут вокруг него крестным ходом под непрерывным колокольным трезвоном: впереди церковнослужитель несёт фонарь со свечой внутри под стеклом, за ним попарно шествуют другие с запрестольными крестом и иконой, с хоругвями, диаконасо свщами. Один из священников несёт Евангелие, другой икону Воскресения, за ними — предстоятель с трисвещником и кадилом. Где только один священник служит, допускается мирянам нести на пелена́х[3] иконы Воскресения Христова и Евангелие (ещё не освящённыйартос на этом крестном ходе не носится, он остаётся на столике у иконы Спасителя справа от царских врат).
Пред затворенными дверьми храма (на паперти) шествие останавливается, трезвон прекращается. Церковнослужители с крестами и иконами выстраиваются у дверей храма в одну линию лицом к молящимся.Предстоятель в тишине совершает каждение переносимых святынь, духовенства, певцов и других участников крестного хода, затем повернувшись ко храму, крестообразно осеняет кадилом затворённые церковные двери с громким (велегла́сным) возгласом:
Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. |
Все поют:
Затем следует так называемое пасхальное начало, которое предваряет в течение всей Светлой седмицы служение вечерни, утрени, Литургии, случившихся отпеваний и молебнов:
- духовенство трижды поет тропарь Пасхи:
Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, / и су́щим во гробе́х Живо́т дарова́в. |
- лик троекратно повторяет тропарь,
- предстоятель (клир) поёт стихи из пророческого псалма (Пс. 67:2–4):
Да воскре́снет Бог, / и расточа́тся врази́ Его́! |
Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут! |
Та́ко да поги́бнут гре́шницы от лица́ Бо́жия, / а пра́ведницы да возвеселя́тся! |
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху! |
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь! |
После пения каждого стиха предстоятель всех поздравляет пасхальным приветствием:
Христо́с воскре́се! |
На что присутствующие отвечают:
Вои́стину воскре́се! |
Хор затем каждый раз поёт тропарь Пасхи:
Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, / и су́щим во гробе́х Живо́т дарова́в. |
Последний раз предстоятель поёт тропарь до половины:
Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в |
Лик (народ) допевает тропарь:
И су́щим во гробе́х Живо́т дарова́в. |
При этомм двери храма отверзаются (Устав предписывает, чтобы предстоятель сам их отворил). «Та́же ударя́ют во вся кампа́ны, и кле́плют дово́льно, три зво́ны.»
- С амвона зачитывается ежегодное Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси, от блаженнейшего митрополита УПЦ Онуфрия и блаженнейшего митрополита Камянского и Царычанского Владимира с пасхальным поздравлением
Утреня продолжается. Все молитвословия Пасхи поются. Обычных для праздничной утрени полиелея, величания, евангельского чтения и великого славословия не бывает (кроме редкого случая совпадения Пасхи с праздникомБлаговещения Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля)):
- великая Ектения,
- Пасхальный канон[4] — творения прп. Иоанна Дамаскина, глас 1-й:«Воскресе́ния день,..». Общее количество повторяемых (обычно не повторяются) ирмосов и тропарей на каждой из девяти песен (второй песни нет) канона должно быть 16, к тропарям припевы: «Христос воскресе из мертвых». На каждой песни канона может совершаться каждение алтаря и всего храма. При соборном служении священники совершают каждение поочерёдно, а при очень большом количестве иереев — попарно. При каждении они радостно возвещают: «Христо́с воскре́се!», а молящиеся: «Вои́стину воскре́се!». Архиерей на каждой песни канона может менять на себе облачения разных (белого, зелёного, красного, жёлтого и др.) цветов.
- после каждой песни — малая ектения, на которую диакона исходят из алтаря царскими вратами и с большими свечами в руке. После ектении возгласы священников на каждой песни разные.
- по 3-й песни — Ипакои Пасхи, глас 4:
Предвари́вшия у́тро я́же о Мари́и / и обре́тшая ка́мень отвале́н от гро́ба, / слы́шаху от А́нгела: во све́те присносу́щнем Су́щаго / с ме́ртвыми что́ и́щете, я́ко челове́ка? / Ви́дите гро́бныя пелены́: тецы́те и ми́ру пропове́дите, / я́ко воста́ Госпо́дь, умертви́вый смерть, // я́ко есть Сын Бога, спаса́ющаго род челове́ческий. |
И, по Типикону, чтение Григория Богослова: “На стра́жи мое́й ста́ну: “
- по 6-й песни — Кондак Пасхи, глас 8:
А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, / но а́дову разруши́л еси́ си́лу, / и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, / жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся! / и Твои́м апо́столом мир да́руяй, // па́дшим подая́й Воскресе́ние. |
Икос: «Е́же пре́жде со́лнца…», (по Уставу читается Синаксарь), затем поётся: Воскресение Христово видевше,..,«Воскресы́й Иису́с от гро́ба,..»
- по 9-й песни — Ексапостиларий Пасхи:
Пло́тию усну́в, яко мертв, Царю́ и Го́споди, тридне́вен воскре́сл еси́, Ада́ма воздви́г от тли, и упраздни́в смерть: Па́сха нетле́ния, ми́ра спасе́ние. |
- стихиры на хвалитех,
- стихиры Пасхи[5]:
Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́.Па́сха свяще́нная нам днесь показа́ся, Па́сха но́ва свята́я, Па́сха та́инственная, Па́сха всечестна́я. Па́сха Христо́с Изба́витель, Па́сха непоро́чная, Па́сха вели́кая, Па́сха ве́рных. Па́сха две́ри ра́йския нам отверза́ющая. Па́сха всех освяща́ющая ве́рных.Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут.Прииди́те от виде́ния жены́ благове́стницы, и Сио́ну рцы́те: приими́ от нас ра́дости благове́щения, Воскресе́ния Христо́ва: красу́йся, лику́й и ра́дуйся, Иерусали́ме, Царя́ Христа́ узре́в из гро́ба, я́ко жениха́ происходя́ща.Та́ко да поги́бнут гре́шницы от Лица́ Бо́жия, а пра́ведницы да возвеселя́тся.Мироно́сицы жены́, у́тру глубоку́, предста́вша гро́бу Живода́вца, обрето́ша А́нгела на ка́мени седя́ща, и той провеща́в им, си́це глаго́лаше: что и́щете Жива́го с ме́ртвыми? что пла́чете Нетле́ннаго во тли? Ше́дше, пропове́дите ученико́м Его́.Сей день, его́же сотвори Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся в онь.Па́сха кра́сная, Па́сха, Госпо́дня Па́сха! Па́сха всечестна́я нам возсия́. Па́сха, ра́достию друг дру́га обы́мем. О Па́сха! Избавле́ние ско́рби, и́бо из гро́ба днесь, я́ко от черто́га возсия́в Христо́с, жены́ ра́дости испо́лни, глаго́ля: пропове́дите апо́столом.Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.Воскресе́ния день, и просвети́мся торжество́м, и друг дру́га обы́мем. Рцем бра́тие, и ненави́дящим нас, прости́м вся Воскресе́нием, и та́ко возопии́м: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. |
При пении стихир Пасхи духовенство в алтаре и народ в храме христосуются, произнося слова Пасхального приветствия: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», троекратно целуются и дарят друг другупасхальные яйца (в некоторых храмах предстоятель даже слегка подбрасывает крашенные яйца в толпу народа). По Уставу предстоятель с крестом, а другие священники с Евангелием и образа́ми, выходят из алтаря царскими вратами и христосуются с каждым присутствующим в храме.
- чтение Огласительного слова Иоанна Златоуста[6]: «А́ще кто благочести́в и боголюби́в…»,
- пение тропаря свт. Иоанну Златоусту: «Уст твои́х я́коже све́тлость огня…»,
- ектении — сугубая: «Поми́луй нас, Бо́же…» и просительная: «Испо́лним у́треннюю моли́тву…»,
- пасхальный отпуст,
- тропарь Пасхи,
- многолетны.
Пасхальные часы: 1-й, 3-й и 6-й[7] состоят из благословения священником, пения хором пасхального тропаря, воскресной песни «Воскресение Христово видевше…», ипакои, кондака, богородична, Господи помилуй, отпуста. Так как часы ничем не отличаются друг от друга, то для сокращения времени вместо трёх часов часто поётся два, или только один (Входные молитвы и Проскомидия перед Литургией совершается заблаговременно — ещё до Пасхальной полунощницы).
Благослове́нно Ца́рство Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. |
- тропарь Пасхи с пасхальными припевами: «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́!»… (Пасхальное начало),
- мирная ектения,
- пение первого пасхального антифона — стихи псалма 65: «Воскли́кните Го́сподеви вся земля́,..» с припевом:
Моли́твами Богоро́дицы Спа́се спаси́ нас. |
- малая ектения,
- пение второго пасхального антифона — стихи псалма 66: «Боже уще́дри ны и благослови́ ны,..» с припевом:
Спаси́ ны Сы́не Бо́жий, Воскресы́й из ме́ртвых, пою́щия Ти: Аллилу́ия. |
- Единородный Сыне,
- малая ектения,
- третий антифон: пасхальные стихи: «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́!»… с пением тропаря Пасхи,
- вход с Евангелием и возглашением:
Прему́дрость, про́сти. В це́рквах благослови́те Бо́га, Го́спода от исто́чник Изра́илевых! |
- пасхальные тропарь, ипакои и кондак,
- вместо трисвятаго:
Ели́цы во Христа́ крести́стеся, во Христа́ облеко́стеся: Аллилуия. |
- прокимен: «Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся во онь!» со стихом,
- чтение первого зачала Апостола (Деян. 1:18),
- Аллилуиарий: «Ты воскре́с, уще́дриши Сио́на.» со стихом,
- Евангелие (Ин. 1:1–17):
В нача́ле бе Сло́во,.. |
Первое зачало Евангелия от Иоанна обычно делят на три ста́тии всеми священнослужителями, стоящими в разных местах алтаря и храма, читают на разных языках, как древних, так и новых, в память о завете Христа проповедовать Слово Божие всем народам (церковнославянском, русском, древнегреческом, латинском, иврите, английском, местных языках и др.). Интересно то, что это 1-е зачало от Иоанна не повествует о Воскресении, но предлагает высокое богословие о Личности Воскресшего. Во время чтения Евангелия колокольный перебор итрезвон. Далее Литургия продолжается по обычному чину:
- Ектении сугубая, об оглашенных и о верных (заупокойной ектении в праздники не положено, чтобы не омрачать пасхальную радость),
- Херувимская песнь,
- Просительная ектения,
- Символ веры,
- «Милость мира» с Евхаристическим каноном при открытых царских вратах,
- Задостойник Пасхи — поётся сначала припев:
А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся, и па́ки реку́: Ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый: лю́дие весели́теся. |
Те́ло Христо́во приими́те, Исто́чника Безсме́ртнаго вкуси́те! Аллилу́ия |
А затем ирмос последней (9-й) песни пасхального канона на глас 1-й:
Свети́ся, свети́ся Но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на Тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего. |
- Причастный стих Пасхи:
Через отверстые царские врата все прихожане могут свободно наблюдать за причащением духовенства в алтаре.
- во время причащения и после него многократно поётся тропарь Пасхи.
- по заамвонной молитве освящается артос, который затем ежедневно торжественно переносится Чином возношения панагии в братскую трапезу, но не раздробляется и не съедается до светлой субботы, а возвращается в храм и на столике ставится между службами в царских вратах, открытых всю светлую седмицу. Также артос ежедневно носится в пеленах на крестных ходах вокруг храма в течение всей светлой седмицы,
- чтутся Благодарственные молитвы по Святом Причащении.
На Литургии в Пасху все христиане призваны причаститься, то есть, непосредственно соединиться с воскресшимХристом.
На Пасху в храмах освящают куличи и пасхальные яйца
После домашнего ро́зговения моло́сной (скоро́мной) пищей и отдыха от ночного богослужения, некоторые богомольцы примерно в полдень совершают праздничные гуляния по улицам и славле́ние в домах и квартирах своих родственников и воцерковлённых знакомых, что придаёт сходство с Рождественским колядованием. При этом поются пасхальные церковные и народные (ка́нтики) песнопения.
Великая вечерня первого дня Пасхи
Вечером в Неделю Пасхи в православных храмах совершается великая пасхальная вечерня, имеющая ряд особенностей:
- духовенство служит в полном облачении;
- на малом входе с Евангелием, в кафедральных соборах, архиереи в честь Пасхи на этой вечерне торжественно присваивают очередные богослужебные награды за усердное служение подчинённым им священнослужителям;
- великий прокимен:
Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш? Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́! |
- чте́тся Евангелие (65-е зачало от Иоанна: Ин. 20:19-25) предстоятелем валтаре в Царских вратах лицом к народу, то есть на запад
Богослужения светлой седмицы
Богослужения особым Пасхальным чином совершаются всю Светлую седмицу. Они имеют много общего с ночной пасхальной службой:
- пасхальное начало в начале каждой службы,
- в храме не читается Псалтирь,
- всю седмицу отверсты царские и пономарские врата,
- каждый день после Литургии крестный ход вокруг храма с четырёхкратным чтением Евангелия,
- в некоторых храмах прихожанам в пасхальные дни дозволяется ежедневно причащаться без соблюдения поста, с упрощённой исповедью и с укороченным молитвенным правилом,
- сокращены заупокойные поминовения.
- в светлую пятницу совершается праздник Живоносный Источник с малым водосвятием.
- в светлую субботу читается молитва на раздробление артоса, который затем раздаётся верующим. Перед воскресным всенощным бдением закрываются царские врата.
Богослужения до отдания Пасхи
От Неде́ли Фомино́й начанается постепенный переход к обычным (непасхальным) богослужениям. Последний раз пасхальным чином богослужение может быть совершено на отдание Пасхи.