Плач Пресвятой Богородицы при Кресте

Преподобный Роман Сладкопевец

(V в. – VI в.)

Кондак «Плач Пресвятой Богородицы при Кресте»

1. Церковно-славянский текст Триоди Постной.

Кондак, глас 8:

Нас ради Распятаго, / приидите, вси воспоим, / Того бо виде Мария на древе, и глаголаше: / аще и распятие терпиши, / Ты еси Сын и Бог Мой.

Икос:

Своего Агнца Агница зрящи к заколению влекома, / последоваше Мария простертыми власы со инеми женами, сия вопиющи: / камо идеши, Чадо? / Чесо ради скорое течение совершаеши? / Еда другий брак паки есть в Кане Галилейстей, / и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши ? / Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? / Даждь Ми слово, Слове, / не молча мимоиди Мене, Чисту соблюдый Мя: / Ты бо еси Сын и Бог Мой.

2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова

В Великую Пятницу

(Плач Пресвятыя Богородицы при кресте1 ).

Кондак, глас 8-й

Приидите все, воспоем Распятаго за нас; ибо Мария видела Его на древе, и говорила: «Хотя Ты терпишь и крест, но Ты Сын и Бог мой».

Икосы:

1) (Τόν ἴδιον) Агница – Мария, видя Своего Агнца ведомаго на заклание, следовала (за Ним) рыдая, вместе с другими женами так вопия: «Куда Ты идешь Чадо? Для чего Ты совершаешь скорое Свое течение? Не другой ли теперь брак в Кане, не туда ли и Ты теперь спешишь, чтобы для них сделать из воды вино? Не идти ли Мне с тобою. Чадо, – или лучше Я тебя пожду? Дай мне слово, Слове,-не пройди мимо Меня молча, Ты, сохранивший Меня чистою, Сыне и Боже Мой.»

2) (Όυκ ἢλπιζον) «Не помышляла Я, Чадо (Мое), увидеть Тебя в таком (поразительно-горестном положении); никогда не верила, чтобы видеть Мне (этих) неистовых беззаконников, неправедно простирающих на Тебя руки (свои). Ибо еще (теперь) дети их восклицают: „Осанна! Благословен! Ибо устланный ваиями путь доселе всем показывает (оказанное) Тебе прославление (даже) от (самых) нечестивцев. И от чего произошло (совершенное другое), гораздо худшее! Увы мне! Я хочу узнать, как мог угаснуть Свет Мой, – как пригвождается ко кресту Сын и Бог Мой».

3) (’Υπάγεις ) «Идешь Ты, утроба Моя2, на неправедное убийство, и никто Тебе не соболезнует. Не сопутствует Петр, говоривший Тебе: «Я не отрекусь от Тебя никогда, хотя бы мне и умереть» (Mф. 26:35). Оставил Тебя Фома вопиявший: «с Тобою мы умрем все» (Ин. 11:16). И где теперь все прочие, домашние и сыны Твои, имеющие судить двенадцать колен Твоих (Израилевых)? Нет никого из всех (сих); за всех же Единый токмо Ты умираешь, Чадо (Мое); вместо тех (упомянутых выше) Ты всех спас, потому что всех облагодетельствовал Ты, Сын и Бог Мой».

4) (Τοιᾶυτα) Когда Мария от тяжкой печали и великой скорби, так вопияв, плакала, то Рожденный от Нея обратился к Ней, так восклинув: «Что плачешь Ты, Матерь? Для чего с другими женами Ты то же делаешь (συναποφέρη) (Лк. 23:27)? Как я могу спасти Адама, если не пострадаю и не умру? Как привлеку к (вечно-блаженной) жизни находящихся в аде, если (прежде сего) не вселюсь во гроб? И вот почему, как Ты видишь, Я распинаюсь3 и умираю4. И так что плачешь Ты, Матерь? Лучше Ты так воскликни: с любовию (πόθῳ) 5и принимает страсть Сын и Бог Мой».

5) (Ἀπόθου) «Итак отложи, Матерь, отложи печаль Свою; ибо неприлично плакать Тебе, которая названа облагодатствованною (κεχαριτωμένη). Плачем (Твоим) не скрывай (от других) сего (великаго) имени Твоего; не уподобляйся (чрез сие другим) неведущим, Ты, премудрая· Дево! Тн среди чертога Моего: не омрачай Свою душу скорбию как вне стоящая. Ты, напротив, всех созывай в чертог Мой, как рабов Своих; ибо всякий очень скоро послушает Тебя, Непорочная, в то время, когда Ты будешь говорить: «Где Сын и Бог Мой»?

6) (Πικρὰν) «Не почитай горестным для Себя (сей) день страсти Моей; ибо для этого (дня) Я, как Усладитель, сошел с небеси, подобно как (древле) манна, (но) не на гору Синайскую, а во чрево Твое: ибо внутри его Я усырился, как о том предвозвестил Давид (Пс. 67:16, 17). Уразумей, Пречистая, что (означает) гора усыренная. Ибо это-Я, как Сый Слово, в Тебе соделался плотию. В ней (сей плоти) Я стражду, в ней и умираю6. Итак не плачи, о Матерь, а лучше возопий: Добровольно принимает страдание Сын и Бог Мой».

7) (Ἐν τοῦτοις τοῖς λόγοις)7 От сих слов Пречистая Матерь, еще более возскорбев душевно о Воплотившемся и Рожденном от Нея несказанно, так возопила: «Что Ты Мне говоришь, Чадо? Чтобы не уподобиться тем женам? Не как во чреве они, носила Я во утробе Сына и сосцами моими млеком питала: как же Ты хочешь теперь, чтобы Я не плакала о Тебе, Чадо, спешащем на не справедливую смерть, – (о Тебе), воскрешавшем мертвых, – Сын и Бог Мой».

8) (Ἰδού) «Вот», говорит Она, «Чадо мое,-Ты, желая отстранить плач от очей Моих, возмущаешь сердце Мое еще более; ибо не может умолкать (во Мне) помышление Мое. Что это Ты говоришь Мне, утроба Моя: „если не постражду Я, – Адам не возстанет“? А между тем Ты без (Своего) страдания исцелял многих. Ибо, очистив прокаженнаго, Ты нисколько не болел, а (только) восхотел; чтобы исцелить разслабленнаго, (для сего) не утрудился. Опять Ты, Блаже, даровав зрение слепому, Сам оставался (совершенно) безболезненным, – Сын и Бог Мой».

9) (Νεκρούς) «Ты, воскресивший мертвых, не умирал, де возставал из гроба; как же Ты говоришь: Если Я не постражду, если не умру, то несчастный Адам не будет здрав? Ты (только) повели, – и он тотчас же возстанет, и крепко (держа) понесет одр свой. И если бы Адам лежал во гробе, то Ты воскресил бы и его одним словом Своим, подобно как прежде Лазаря. Все служит Тебе, как Творцу всех. И так для чего Ты спешишь Сын (Мой)? Не спеши идти на убиение, не желай смерти, Ты, Сын и Бог Мой».

10) (Οὐκ οἶδας) – «Ты не знаешь, о Матерь, не знаешь, что говорю Я. Посему отверзи (Свой) ум, вонми слову, которое Ты слышишь (от Меня), и Сама с Собою разсуди (о том) что Я говорю. Действительно, смиренный Адам, о котором Ты пред сим сказала, ослабев не одним телом, а более душею (своею), заболел добровольно; ибо Он не слушал Меня, и потому бедствует. Ты разумеешь (теперь), что говорю Я; не плачь, о Матерь, (но) лучше так возопий: „Помилуй Адама и умилосердись над Евою, Ты, Сын и Бог Мой.“»

11) (Ὑπὸ ἀκράσιας) «Адам, сделавшись немощным от неумеренности и воздержания, ниспал в ад преисподний, и там оплакивает трудное положение души своей. Несчастная Ева, увидев его разстройство, вместе с ним воздыхает; ибо вместе с ним она болезнует, дабы вместе научиться сохранить заповедь Врача. Ты уразумела, что говорю Я и, теперь узнавши, о чем Ты плачешь, Матерь (Моя)? Ты лучше так воскликни, что добровольно постра­дал Сын и Бог Мой.»

12) (Ῥημάτον)8 Слова сии как только услышала Агница пренепорочная, чистая, отвечала к Агнцу: «Господь мой, если еще раз скажу Тебе, не прогневайся на Меня; скажу Тебе то, что имею (на сердце), чтобы истинно научиться от Тебя тому, чего желаю. Если Ты постраждешь, если умрешь, то явишься Мне? Если пойдешь к Адаму с Еввою, то Я опять увижу Тебя? Ибо одного сего боюсь, Чадо, что Я, когда Ты из гробов пойдешь вверх, ища Тебя увидеть,-зарыдаю, вопия: „где Ты был, Сын и Бог Мой?“»

13) (Ὠς ἥχουσε) Как услышал сии (слова) Ведый всяческая, прежде бытия их, то отвечал к Марии: «дерзай, Мати! Потому что Ты первая увидела Меня из гробов (выходящаго). Я иду разсказать (апостолам), какие труды нужны, чтобы освободить Адама, какие поты Я предпринимал ради его. Объясню это друзьям, показав на руках Моих знаки. Когда, Мать, Ты увидишь Еву здравою (спасенною – σωθήσαν) как прежде, то будешь вопиять с радостию: Моих родителей спас Сын и Бог Мой».

14) (Μικρὸν) «Итак немного потерпи, о Матерь, и Ты увидишь, как Я, на подобие врача, (сперва) разденусь9, поспешая (в те места), где лежат они (прародители), осмотрю (потом) и язвы их, копием отсекая их наросты и отверделости (т. е. древнюю, застарелую греховную язву); приму и уксус, которым заживлю (στύφω) их язвы; острием гвоздей изследовав уязвление, приложу (к оному вместо корпии) верхнюю одежду. А Свой крест, имея как цельбоносный сосуд (ὡς νάρθηκα), я употреблю, Матерь (Моя), для того, дабы Ты воспевала от души: Добровольно разрушил страсть Сын и Бог Мой».

15) (Ἀπόθου) «Итак отложи, Матерь, отложи ты скорбь (Свою), и иди с радостию; вот, Я поспешаю (на то дело), для котораго Я пришел, – чтобы исполнить волю пославшаго Меня. Ибо сие было предопределено для Меня в начале (от вечности), и Отцу Моему, и Духу Моему, было тогда благоугодно, чтобы Мне вочеловечиться и пострадать ради падшаго (человечества). Посему, Дева, Ты скоро шедши возвести всем, что Страждущий поражает ненавистника Адамова, и Победителем идет10 Сын и Бог Мой».

16) (Νικῶμαι) «Побеждаюсь Моею любовию (к Тебе), побеждаюсь, о Чадо (Мое), и подлинно не терплю, чтобы Я находилась в Своем жилище, а Ты на кресте; чтобы Я была в доме, а Ты во гробе. Посему позволь Мне сопровождать Тебя; ибо созерцание Тебя исцелит Меня, не смотря на то, что Я буду видеть дерзость (этих) почитателей (закона) Моисеева. Ибо в самом деле они, как мстители, пришли умертвить Тебя. Моисей же об этом предрек Израилю: «Ты узришь (некогда) жизнь на древе» (Втор. 28:66). Кто же сия Жизнь? Сын и Бог Мой».

17) (Ὀυκοῦν) «Итак, если Ты желаешь сопутствовать Мне, то не плачь (уже), как Мать, и опять не устрашайся, когда увидишь стихии поколебавшимися. Ибо сей (необычайный) поступок Мой приведет в трепет всю тварь: тогда помрачится небо, и не будет зримо очами до тех пор, пока Я реку; в храме раздранная завеса возопиет на этих злодеев; тогда земля и море побегут, горы подвигнутся, гробы потрясутся. Когда Ты увидишь сие, – если и убоишься как женщина, тогда воскликни ко Мне: „Пощади Меня, Ты, Сын и Бог Мой“».

18) (Ὑιὲ) Сыне Девы, Боже Девы, Творче мира! Твое страдание – глубина премудрости; Ты знаешь, что Ты был и чем Ты соделался. Ты благоволил придти (в мир) для того, чтобы добровольно пострадать, восхотев спасти нас, Ты подъял грехи наши, как Агнец; Ты, умертвивший все сии (грехи), страданием Своим, как Спаситель, всех спаси. Ты Один в страдании и не в страдании. Ты Один умираешь и спасаешь. Ты даровал дерзновение Пречистой (Матери Своей) взывать к Тебе: «Сын (Мой) и Бог Мой».

Источник : Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове. / Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 124–129

2011. «Плач Богородицы» Праздничный хор Свято-Елисавенинского монастыря. Регент хора -монахиня Иулиания

К песни „Плач Богоматери“.

Что песнь „Плач Богоматери“ назначена была для употребления в пятницу Страстной седмицы, видно из надписания сей песни в туринской рукописи:κονδάκιον τῆ ἁγίᾳ καὶ μεγάλῃ ζ᾿, εἰς τὸ πάθος τοῦ κυρίου ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ καὶ εἰς τούς θρήνους τῆς Θεοθόκου, φέρον ακροστιχίδα: τοῦ ταπεινοῦ Ῥωμανοῦ (Piträ An. s. t. I. p. 101).

Песнь содержит разговор Пресвятой Девы с Сыном Ея и Господом во время Его крестнаго шествия. Пресвятая Дева высказывает свои скорбныя недоумения относительно страданий и предстоящей крестной смерти Господа, а Господь изъясняет Ей необходимость и значение смерти Его.

Источник : Песни св. Романа Сладкопевца на Страстную Седмицу в русском переводе П. Цветкова. М.: 1900. – С. 1 70–1 82

4. Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота)

Кондак, глас 8

Придите все, Распятого за нас воспоем. / Ибо Мария увидела Его на Древе и восклицала: / «Хотя Ты и распятие претерпеваешь, / Ты – Сын и Бог мой».

Икос:

Агница – Мария, / видя Агнца Своего, на заклание влекомого, / терзаясь, следовала за Ним с другими женщинами, так взывая: / «Куда Ты идешь, Дитя? / Чего ради путь скорый совершаешь? / Не снова ли иной брак в Кане, / и Ты ныне туда спешишь, / чтобы из воды вино им сотворить? / Пойти ли Мне с Тобой, Дитя, / или лучше подождать Тебя? / Скажи Мне слово, Слово Божие! / Не пройди молча мимо Меня / Ты, сохранивший Меня чистой, / ибо Ты – Сын и Бог Мой!»

преподобный Симеон Метафраст
(† 2-я пол. X в.)

Преподобный Симеон Метафраст

Слово на Плач Пресвятыя Богородицы, когда Она объяла, приняв со Креста, Честное Тело Господа нашего Иисуса Христа

Это – то, сладчайший Иисусе, что образно представили тогда волхвы, пришедшие из Персии в Вифлеем, принесли свои дары: не только золото, как Царю, и ливан – как Богу, но и смирну – как смертному, родившемуся тогда Тебе (Матф. 2, 11)1. Это – то оружие, которое имело пронзить Мое сердце, как предсказал Симеон (Лук. 2, 35). Это – тот огонь, который Ты пришел низвести на землю, как это Ты Сам предсказал (Лук. 12, 49). Потому что более жгуче, чем огонь, для любящаго сердца Матери смерть единороднаго Сына Ея. В малом, чтобы не оказаться противоположными, даже Мне представляются слова Благовещения Гавриила (Лук. 1, 28–55). Потому что не только сейчас Господа нет со Мною, как Он Мне возвестил (Лук. 1, 28), но Ты, будучи бездыханным и среди мертвых, озаряеши внутренния сокровищницы ада, а Я, между тем, вдыхаю воздух и пребываю среди живущих. И, однако, Я не понимаю: за какую вину Ты был убиен? Потому что добродетель Твоя, как говорит Аввакум, покрыла небеса (Авв. 3, 3); а ныне Ты лежишь не имея образа, Ты – Который прекраснее, паче (всех) сынов человеческих (Пс. 44, 3), и не имея славы, будешь предан земле, Ты – славу Котораго возвещают небеса (Пс. 18, 2). И гробница, вырубленная в камне принимает Тебя, которую, как отсеченную без участия человеческих рук гору видел Даниил (Дан. 2, 34–35). Безстрастным явилось здесь Рождество Твое, как и в Купине Божественное Твое соединение с людьми (Исх. 3, 2–4), и на Иосифе (Прекрасном) был как образ представлен злой умысел Иудеев в отношении Тебя (Быт. 37, 11–28), как и подобие смерти – в Исааке (Быт. 22, 1–18). Итак, остается (неисполненной еще) тайна Твоего Воскресения, предъявленная в Ионе (Матф. 12, 39–40Лук. 11, 29–30).

Увы, в камень Ты полагаешься как мертвый, Воздвизающий чада Аврааму из камней (Матф. 3, 9Лук. 3, 8). Потому что если бы этого не было, то тогда когда, по причине Твоей спасительной Страсти, камни разсеклись 27, 51), многие не уверовали бы имени Твоему. Ты в жизни не имел где главу приклонить, как Ты Сам сказал Иудеям, которых прикровенно ты уподобил лисицам (Матф. 8, 20;Лук. 9, 58), по причине их хитростных замыслов, – но склонил ее, умерши на кресте, как постланный одр обретши благоразумную веру разбойника. Солнце обидело Меня – пусть скажет начинатель ей (Песн. 1, 5); зайде бо солнце еще среди полудне – пусть возвестит Иеремия (Иер. 16, 9). Да, чувственное (материальное) солнце облеклось во мрак, когда духовное Солнце Правды затмилось. И камни раскололись, вместе с которыми, мне представляется, и Мое сердце имеет разорваться. О, святая Плоть, которая чудесным образом из Моих кровей составилась, потому что и древний долг имел быть возмещен. По этой причине Мне Ты склонил небеса, Владыко, и как дождь сошел на руно (Суд. 6, 37–40;Пс. 71, 6), чтобы пойти на смерть, телеса усопших святых воскрешающую (Матф. 27, 52–53), а Меня, родившую Тебя, умерщвляющую. Что же это такое, о, возлюбленнейшее Мое Чадо? He нанося друг другу ущерба, взаимно смешенными оказались элементы, искони не могущие быть смешенными, и невещественный огнь Божества не опалил Мою утробу; а ныне иной огонь снедает всю Меня внутри и тяжко опаляет самое Мое сердце. Чрез Ангела Я приняла залоги радости, и отъяла всякую слезу с лица земли (Откр. 21, 4); и, вот, теперь в Моих слезах они получают приращение. Я знаю, что Ты снисходишь в ад, имея освободить заключенныя там души (1Петр. 3, 19), но и Мою душу возьми туда с Собою, на Своем пути проходя мимо Меня, заживо умершей, о, обнаженный и бездыханный Мертвец, и живаго Бога Слово, добровольно осужденный быть возвышенным на крест, чтобы всех привлечь к Себе (Иоан. 12, 32)! Какой из членов Твоего тела не потерпел страдания? Божественная для Меня Глава Твоя получила тернии (Матф. 27, 29), и они вонзились в Мое сердце. О, прекрасная и священная Глава, которую некогда Ты не имел где приклонить и отдохнуть, ныне только для гроба склонилась для того, чтобы почить и, как сказал Иаков, как лев уснуть (Быт. 49, 9)! О, желанная и любимая Моя Глава, приявшая удары тростниковой палкой (Матф. 27, 30Марк. 15, 19), дабы исправить того, кто подобно гнилому тростнику был сломан со стороны лукаваго и ставший далеким от рая! О, Ланиты, приявшия заушения (Матф. 26, 67–68Лук. 22, 64–65Иоан. 18, 22; 19, 3)! О, Уста, иныя медоточивыя соты, хотя вы и вкусили горчайшую желчь и были напоены острейшим уксусом (Матф. 27, 34)! О, Уста, в которых не обретеся ложь (Исх. 53, 9), хотя и лживое лобзание предало Тебя на смерть (Матф. 26, 49)! О, Руки, которыя человека создали, а ныне были пригвождены ко кресту, и в аду простирающияся и касающияся рук, некогда коснувшихся запретнаго древа (Быт. 3, 1–6), и возставляющия от падения всего Адама; о, Ребро, пронзенное копием вследствие созданной из ребра (Адама) Праматери! О, Стопы, ступавшия по водам, и жидкую природу явно освятившия!

Увы Мне, Сын Мой, и старший Меня! Какое надгробное сетование и какия погребальныя песни воспою Тебе? Я больше не являюсь манноприемной Стамной, потому что душепитательная Манна в гроб изливается. Я уже больше не являюсь Неопалимой Купиной (Исх. 3, 2 сл.), потому что невещественным огнем Твоего гроба Я всецело спалена. Я уже больше – не златой Светильник, потому что Свет Мой поставлен под спуд (Матф. 5, 15). О, как много величий явил Мне Сильный (Лук. 1, 49)! Из всех родов Ты избрал Меня. Пророческими языками предвозвестил Меня. Имея придти с небес, путем известным Тебе Самому, Ты откладывал Свое пришествие в мир, не имея достойнаго Сосуда, могущаго принять Божество. Себе единому Ты обручил Меня, даже и прежде Моего зачатия. Я была приведена на свет жизни, и на кратчайшее время пребыла с Моими родителями. И вместе с тем, как я попрощалась с материнским молоком, я разсталась с Моими родителями, и вся была принесена Тебе в дар, и была помещена в храме, чтобы стать чистейшим Храмом для Тебя. Отец Мой и мать Моя оставили Меня, Ты же приял Меня (Пс. 26, 10), и кормил чрез Ангела, и, как говорит Давид: Хлеб ангельский яде человек (Пс. 77, 25). Я видела Ангела Первостоятеля, который говорил со Мной, как с Владычицей, котораго, когда Захария увидел раньше, пришел в разслабление чувств и онемел (Лук. 1, 5–23). И возрадовался младенец во чреве (Елисаветы) и своим взыгранием обменялся целованием (приветствием), покланяясь Тебе, бывшему тогда в Моем чреве (Лук. 1, 39–45). Ты разрешил в отношении Меня законы природы. Ты зачался без семени, как знал, и после рождения соблюл Меня Девой. Ты сделал Меня матерью, о чаде веселящейся, по выражению пророка Давида (Пс. 112, 9), ставшаго, посредством Меня, богоотцем; и высшей всех дщерей, которых Соломон сокровенным образом представил (Песн. 6, 7–8). Мне, хотя и весьма бедной в отношении материальных благ, цари принесли рабское поклонение2. Ты явил Меня шире небес, от Которой Ты, Солнце славы, возсиял. И минуя все прочее чудесное, совершенное в отношении Меня, (Я скажу, что Ты сделал Меня блаженнейшей во всем человечестве, и чрез Меня Ты сделал то, что и небесный мир стал исполненным. А теперь, не знаю почему, все это смешалось и затмилось, и мед смешался для Меня с полынью. И ныне Я побуждаюсь умереть вместе с Тобою и быть похороненной вместе с Тобою, и сойти вместе с Тобою даже до ада. Светлым Облаком, предвидя, пророк наименовал Меня (Ис. 19, 1), вместо облаков, проливающей слезы. He обо Мне ли и это было предсказано:Оставится дщерь Сиона, яко куща (шатер) в винограде« (Ис. 1, 8)? Потому что, вот, как сорванный виноградный грозд предо Мною лежит чистый Грозд жизни, источающий живоносную Кровь, как вино, веселящее сердца верных (Пс. 103, 15). Увы, леденящий сей камень, как бы биемый железом Твоею мощною Рукою, духовными шипами ранит Мое сердце. О, почему у Меня не разорвется грудь, и тогда в более таинственном смысле я, вместо этого, высеку, как бы в камне, гроб для Тебя; как бы снова прииму Тебя в Моих внутренностях, и в Моем сердце упокою Тебя? Я – Камень неразрывный от Камня, несущаго Мою Жемчужину, Который, на основании богосияннаго озарения, усвоился Мне.

О, что же вместо этого Я вижу? Звезда, видимая в течение дня, когда Ты родился (Матф. 2, 1–2. 9), была новосотворенная Твоим величием, и Тебя, в тайне рожденнаго, небо возвестило; а сегодня и само чувственное солнце Ты скрыл, и навел ночь среди дня, устыжающую нечестивцев (Матф. 27, 35). Там звезда послала персиян, преклонивших колена пред Тобою; а здесь страх перед богоубийцами знаемых и друзей Твоих далеко удаляет от Тебя. Там – приношение даров и поклонение; а здесь – разделение риз и издевательство и венец глумлений (Матф. 27, 35. 39–44). Иудеи, которые раньше требовали знамение с неба (Матф. 12, 38; 16, 1), пусть увидят теперь солнце померкшее и скрывающее свет от достойных мрака. Ныне и этот храм, по иудейскому обычаю, оплакивает Тебя. Потому что как Иудеи, если слышали что кто богохульствует, в возмущении разрывали свои одежды; так и этот храм, как одежду, разрывает свою завесу (Матф. 27, 51), видя Тебя терпящим зло от богоборцев. Страдает и земля, волнуясь землетрясением, выразительно выражая скорбь о Твоем страдании (Матф. 27, 51). Но где же множество пяти тысячь мужей, которых, совершив чудо, Ты насытил (Матф. 14, 18–21)? Да, только Иосиф смело дерзнул обратиться к Пилату и просить от него Твое тело, дабы оно не осталось непогребенным (Марк. 15, 43–46). Где сонмы немощных, которых Ты исцелял от различных болезней? Или где те, которых Ты воскресил из ада? Только Никодим вынул гвозди из Твоих рук и из ног Твоих, и всего Тебя сняв с древа, горестно вложил в Мои объятия, которыя Тебя и раньше, когда Ты был Дитя, с радостью носили. И эти Мои руки, которыя служили Тебе, когда Ты был Ребенком, и ныне служат Твоему погребению. О, какое горестное погребение! Ты, Который даровал жизнь умершим, перед Моими очами лежишь мертвый. Некогда послужив Тебе младенческими пеленами, Я ныне забочусь о Твоих погребальных пеленах. Некогда Я умывала Тебя теплой водой, а ныне обмываю еще более теплыми слезами. Материнскими руками Я Тебя поддерживаю, но бездыханнаго и лежащаго по образу мертвых. Ты тогда покрывал Мое лицо Своими сладчайшими поцелуями. Тогда Я могла считать Себя счастливой тем, что чудесным образом Я явилась Родительницей Моего Создателя. А теперь, в свою очередь, Я могу считать Себя несчастнейшей оттого, что хороню Сына Моего. Тогда в рождении Тебя Я избежала болезней, а ныне в Твоем погребении Меня объяли болезни. Тогда по-младенчески Ты часто бывало засыпал на Моей груди, а ныне, как умерший, покоишься сном на той же груди. Я ублажаю Симеона, приявшаго Тебя в храме из Моих рук в свои (Лук. 2, 25–28 и сл.). И в то время, как пророки пророчествовали о вещах приносящих радость и говорящих о Моей славе, он единственный предсказал Мне сумрачныя вещи, связанныя с печалью (Лук. 2, 34–35). О, как Ты подверг Себя оплеваниям, Ты, Который Своим плюновением отверзал очи слепых (Марк. 8, 23Иоан. 9, 1–7)? Как Ты стерпел заушения? Ты, Который бичем ударял торгашей священных предметов и изгнал их из пределов храма (Иоан. 2, 14–16)? Как Ты подъял поносную смерть, о, безгрешный Сыне? Твои руки и Твои Ноги были пронзены, но гвозди Я чувствовала простирающими боль в самую Мою душу. Ты был пронзен в ребра (Иоан. 19, 34), но и Мое сердце было тогда пронзено вместе с Тобою; вместе с погребением Твоим отдаю Себя гробу. О, что Мне жизнь, когда Тебя нет со Мною, о, Творец Мой и возлюбленнейший Сын!

Но где сонм учеников, чтобы вместе со Мною, скорбящей, восплакать? Поражен был Пастырь и овцы разсеялись (Матф. 26, 31). Голова спит, и руки и ноги пребывают без деятельности! И другие умирающие склоняют головы, но это происходит тогда, когда сначала уйдет дух человека; Ты же, наоборот, сначала склонил голову, затем велев смерти придти, предал Твой дух (Иоан. 19, 30). И колени Твои не были перебиты, потому что и в древности у приносимаго в жертву агнца никакая кость не была переломлена (Иоан. 19, 36Исх. 12, 46). Покланяясь Страстям Твоим, Я с благоговением лобызаю Твое Тело. Я принимаю воду, истекшую из Твоего пронзеннаго ребра (Иоан. 19, 34), которой означается для меня баня пакибытия (возрождения) (Тит. 3, 5). Я принимаю также и кровь Твою, истекшую вместе с нею, в силу которой и в силу тайны, изображается крещение; которая своим окроплением освятила Благоразумнаго Разбойника и самого крестившагося тем крещением, которое приключилось Тебе (Марк. 10, 38). О, горькое оное вкушение от древа (познания добра и зла) (Быт. 3 гл.), которое привело к тому, что сущие от земли возвратились в землю. Но Ты же не от земли был создан не из глины был сотворен, ни совершил греха преступления (Божией заповеди). Потому что Ты – Сам Создатель, Сам – Творец; Сам – Установивший закон для твари. И что общаго между Тобою и смертью? Какое может быть сочетание между гробом и Самой Жизнью? Что есть средняго между престолом на небесах, и гробом на земле? Там Ты возседаешь вместе с Отцем (Марк. 16, 19Кол. 3, 1), а здесь погребаем бываешь вместе с сотворенными. За добро Тебе воздал злом сей род прелюбодейный (Матф. 12, 39; 16, 4Марк. 8, 38). Ныне Жемчужина повержена пред свиньями (Матф. 7, 6). Ныне Святыня предоставлена псам (Матф. 7, 6). Ныне древо влагается в Божественный Хлеб (Иер. 11, 19). О, неистовство сребролюбия, которым заболел Иуда: ибо не серебренники он приобрел, a – человеконенавистничество. И если он любил деньги, то зачем же пришел к Ублажающему бедных (Матф. 5, 3Лук. 6, 20; 16, 20 и сл.)? И зачем, представляется, смешал в одно те положения, которыя не смешиваются? О, неизреченная икономия Твоя, Владыко3! Кто достойно воспоет Тебя как Бога? Кто как Мертваго подобающе оплачет? Но созижди в течение трех дней – как Ты сказал – Храм Твой, который разорил (Иоан. 2, 19–22). И поелику Я не могу принести Тебе ни достойных воспеваний, ни подобающих надгробных сетований, то пусть во главе Моих слов стоит следующее: величаю дела Твоя, потому что в премудрости Ты творишь все (Пс. 103, 24). (S. Mariae Planctus. Migne. Patrologiae Graecae tomus 114 col. 209–217).

* * *1

Ссылки отсутствуют как в греческом оригинале, так и в латинском переводе сего творения преп. Симеона Метафраста. Эти ссылки мы дали от себя (- Архим.Амвросий Погодин).2

Волхвы по преданию были царями Восточных стран.3

Здесь под «икономией» следует разуметь тайну Искупления человеческаго рода, которое совершил Спаситель: Сын Божий пришел на землю; восприял человеческую плоть, родившись от Пресвятой Девы Марии; научил людей истинному пути; добровольно принял распятие для спасения людей; перетерпел страдания и умер на кресте, почему Крест и именуется у святых отцев «орудием нашего спасения, освященным Кровью Христовой» (см., напр., Слово блаженнаго феофилакта Болгарскаго на поклонение Кресту Господню в Крестопоклонное Воскресение); как умерший, был предан погребению; и на третий день воскрес во славе; на 40-й день Он вознесся на небо в той же принятой Им плоти человеческой; и затем, на 50-й день послал Духа Святого, исходящаго от Отца, на Своих Святых Апостолов и тем основал на землеЦерковь, которую никакия вражеския силы, врата адова не одолеют; и верные чада Церкви в таинствах Церкви и своим посильным несением креста, в любви к Богу и к ближнему и в делах добродетели и милосердия, обретают вечную жизнь во Христе Господе нашем, по молитвам Пресвятой Владычицы нашея Богородицы, нашим Покровом и Утешением, а также по предстательству о нас Святых Божиих. Это и есть та великая «икономия», «домостроительство», «смотрение», которое совершил для нас наш Великий Бог и Спаситель. Слава Ему во веки веков, аминь!

Источник: Мудрейшаго и ученнейшаго Симеона Логофета Метафраста, Слово на Плач Пресвятыя Богородицы, когда Она объяла, приняв со Креста, Честное Тело Господа нашего Иисуса Христа. // Церковно-богословско-философский ежегодник “Православный путь”, приложение к журналу “Православная Русь” за 2001 год. – Джорданвилл, 2001. – С. 5-14.

Подiлитися