11 января. Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. День покаяния матерей, совершивших страшный грех против своих детей. (ВИДЕО)

14000 младенцев были убиты царем Иродом в Вифлееме. Когда пришло время совершения величайшего события – Воплощения Сына Божия и Рождения Его от Пресвятой Девы Марии, восточные волхвы увидели на небе новую звезду, предвозвещавшую рождение Царя Иудейского.

Тотчас они направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь. В Иерусалиме они узнали от первосвященников, что Христос по пророчеству должен родиться в Вифлееме. Царь Ирод, выведав от волхвов время появления звезды, приказал им по возвращении все ему рассказать, чтобы и он мог “пойти поклониться Ему”. Поклонившись Богомладенцу, волхвы не вернулись в Иерусалим к Ироду, но, получив откровение свыше, ушли в свою страну иным путем. Тогда Ирод понял, что замысел его найти Младенца не осуществился, и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника (Мф. 2, 1-18).

Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа.  

11 января почитается память 14 тысяч Вифлеемских младенцев — первых мучеников за Христа. Много столетий человечество потрясает своею жестокостью злодеяние царя Ирода. С течением времени день памяти святых младенцев из святочного стал днем покаяния матерей, совершивших страшный грех против своих детей. В настоящее время Церковь связывает почитание первых маленьких мучеников с борьбой против абортов, ведь зло Ирода стало более циничным: младенцы погибают в утробах матерей с их согласия, повторяя Иродов грех по той же причине, — опасаясь лишиться удовольствий. 

Известно, что коварный правитель Ирод, боясь потерять власть, повелел уничтожить в Вифлееме всех младенцев в возрасте до двух лет. Он думал, что среди них обязательно окажется и Младенец Иисус. Души Вифлеемских младенцев, убитых по приказу Ирода, были взяты в Царство Небесное чистыми, не испорченными грехом. Мученическая кончина сделала их святыми. Мощи их были обретены в Вифлееме в 313 году святой Еленой — матерью Константина Великого. Священномученики Ириней Лионский и Киприан Карфагенский писали, что поклоняться мощам святых младенцев и почитать их начали во второй половине II — начале III веков в Константинополе, Антиохии и Александрии — в трех великих центрах восточного христианства. О Вифлеемских младенцах писали святители Иоанн Златоуст, Григорий Нисский и многие другие. В дар Римским епископам были переданы мощи одного из младенцев, которые позднее папа римский Стефан II подарил французскому королю Пипину Короткому. В 770 году Карл Великий поместил их в монастыре, расположенном на юго-западе Франции в области Перигор, в Брантоме, где этот младенец был назван святым Сикарием. Его имя переводится как «павший от ножа». Когда уничтожались христианские святыни, мощи святого Сикария были спрятаны в одну из древнейших пещер на территории монастыря, а в монастырскую церковь были возвращены после окончания наполеоновских войн. Святыня находятся здесь и сейчас. Считается, что молитвы к святому Сикарию помогают в исцелении детей. Вифлеемские младенцы были убиты по приказу Ирода, а миллионы наших детей обрекают на смерть женщины, не захотевшие стать для них мамами. В проповеди, посвященной памяти Вифлеемских младенцев, протоиерей Дмитрий Смирнов сказал: «Каждый из нас должен препятствовать злу на своем месте». Аборт — это зло, которому мы все должны препятствовать по мере своих сил.

Мч. Младенец Вифлеемский от Ирода за Христа убиенный

Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры

Sobor Dalnih

Память 11 января, в день Вифлеемских младенцев, за Христа убиенных Иродом

В «Кратком историческом описании Киево-Печерской Лавры» 1795 года митрополита Киевского Самуила (Миславского) упоминается «часть мощей святого младенца, Христа ради от Ирода убиеннаго, принесенная в Лавру Святейшим патриархом Иерусалимским Феофаном 1620 года» и находящаяся в Дальних пещерах.

То же самое о святыне сообщает и «Описание» Лавры 1831 года митрополита Евгения (Болховитинова).

Об избиении Вифлеемских младенцев по приказу царя Ирода, который пытался погубить Богомладенца Христа, повествует 2-я глава Евангелия от Матфея (1 – 23 стихи).

По свидетельству древнехристианского писателя Оригена, жившего в III веке по Рождестве Христовом, уже в то время в Церкви отмечался праздник в честь святых Вифлеемских младенцев.

По словам книги «Паломник» святителя Антония, архиепископа Новгородского, в 1200 году часть мощей этих святых младенцев покоилась в самом Вифлееме в пещере, а часть в одном из храмов города Константинополя.

На карте Дальних пещер 1703 года изображена неподписанная малая рака, которая на более поздней карте, предположительно 1744 года, отмечена на прежнем месте и имеет подпись: «Святый Иоанн, младенец, Иродом убиенный».

На картах Дальних пещер 1769–1789 и 1795 гг. упоминаются соответственно «один из младенцев, зарезанных царем Иродом» и «часть мощей младенца, от Ирода убиенного».

Изображение этого младенца присутствует на старинных иконах Собора Печерских святых.

В XX в. ковчег с мощами святого младенца некоторое время находился в фондах созданного на территории Лавры Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника. Ныне святыня пребывает в Дальних пещерах.

Память святого младенца отмечается 11 января (29 декабря по ст. ст.), в день Вифлеемских младенцев, за Христа убиенных Иродом.

Подiлитися